Еще в июле введение утилизационного сбора подавалось как забота о природе.
Как известно, деньги будут для создания сети переработки автомобильного хлама.
Убедительных цифр в пользу новации хватало. Сыпали ими не только лоббисты законопроекта, но и адепты власти.
В частности, поступления на специальные счета Минэкологии, по данным авторов, ежегодно должны достигать 2,5 млрд грн.
Такие огромные деньги планировалось использовать на построение десяти специализированных установок и создание сети приемных пунктов для разборки автомобилей.
Стоимость одной такой установки - 7 млн евро. Впоследствии, правда, планы подправили, и количество установок уменьшилось до двух. Зато вроде увеличилась крайне необходима сеть пунктов первичного разборки изношенных автомобилей.
Мудрые головы подсчитали, что в Украине в эксплуатации находится 2,1 млн авто, сошедших с конвейеров еще до начала горбачевской перестройки. Следовательно, для двух крупных предприятий по переработке работы хватит на десять лет.
Чиновники и "отечественные производители" в один голос уверяли: никакого повышения цен не произойдет. Импортеры, мол, затянут пояса и покроют утилизационные расходы - от 7370 грн до 30 250 грн за авто - за свой счет.
Зато, говорили сторонники новшества, отечественные автозаводы, освобождены от уплаты утилизационного налога, встанут на ноги, расширят сбыт, привлекут инвестора и организуют сборку автомобилей.
Ряд высокопоставленных убеждала общество, эти правительственные действия не противоречат международным обязательствам Украины. В итоге государство получило ультиматум Гюхта от Евросоюза, ореховый налог от Турции придирчивость России к продукции компании "Рошен".
Во Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров - ВААИД - убеждены, что последняя оказия - ответ Петру Порошенко за пролоббировано ним "заградительная пошлина" на автомобили, введенные в Украине 14 апреля.
У президента сразу же после подписания "утилизационных" законов и критики со стороны ЕС произошло прозрение. Он сразу же дал правительству поручение, которое должно снять все проблемные вопросы. Вот здесь и начали твориться настоящие чудеса.
Вдруг выяснилось, что расчетов на самом деле никто не делал. Иначе как тогда объяснить, что Минэкологии сразу после президентского замечания согласилось с одинаковой "утилизационных" ставкой для всех автомобилей.
Есть совершенно коэффициенты, хватит и базовой ставки - 5,5 тыс грн для легковых авто и 11 тыс грн для грузовиков. А как же быть с наполеоновскими планами построения утилизационных центров, если цены упали в два-шесть раз?
Как было сказано, установок изначально планировалось десять, то есть готовились мощности для 420 тыс. авто в год. За десять лет такие мощности переполовинять весь имеющийся в Украине автопарк. Чем их "кормить" дальше?
Фото informatio.ru
Относительно плана поступлений от утилизации. В России, где этот проект действует уже год, удалось собрать - в пересчете - 2 млрд грн. В РФ за год продали 2900000 легковых авто, в Украине за 2012 год - 217 тыс. Откуда тогда должны были взяться 2 млрд грн?
Тем более, в мае, после введения "заградительных пошлин", по данным ВААИД, границу пересекло лишь тысячу легковушек.
Относительно поручения Президента о "устранения дискриминации". Платить или не платить должны все, в том числе отечественные автопроизводители. Другими словами, это еще плюс 5,5 тыс грн к цене "Ланоса", "Виды", "Форцы" и "Богдана". Кто выиграет?
Также в президентском поручении есть требование разработать механизм компенсации владельцу за сданный на утилизацию автомобиль. Действительно: машина содержит 700-1000 кг металлолома. Его тонна стоит минимум 320 дол. Так кому надо платить импортерам, которые только ввозят авто или людям, которые сдают машину на металлолом?
С "жирными котами капитализма" тоже не все в порядке. По словам финансового директора компании "Хонда Украина" Игоря Бойко, заводская маржа на каждом автомобиле составляет 3-5% и еще 3% - максимум для продавца.
Эти данные подтверждают эксперты немецкого Center Automotive Research - CAR - при университете Дуйсбурга-Эссена. Они подсчитали, что до уплаты налогов автомобильные концерны зарабатывают на каждой проданной машине следующие суммы.
Тойота - 1,8 тыс. евро, рентабельность 9%, Хюндай-КИА - 1 тыс. евро, 9%, Фольксваген - 629 евро, 4,2%, Форд - 600 евро, 3,7%. То есть в Украине кто-то решил, что производители начнут работать себе в убыток.
Каким видится выход? Очевидно, что на первом же заседании Верховной Рады свежеиспеченное законодательство претерпевает существенные изменения. По словам генерального директора ВААИД Олега Назаренко, импортеры активно участвуют в корректировке законодательства в рамках задач, поставленных перед правительством Виктором Януковичем.
Продавцы иномарок настаивать на переносе вступления в силу законов по крайней мере на 1 января 2014. Такой подход позволит минимизировать последствия необдуманного шага и позволит максимально быстро остановить "утилизацию".
Кроме того, они согласны платить с каждой проданной машины 1 тыс грн на "утилизацию". Однако больше, потому что именно таковы высокие ставки этого "налога" в Европе.
Как заявляют в ВААИД, импортеры и сегодня платят деньги и передают на переработку определенным государством структурам топливные и масляные фильтры, аккумуляторы. До июля никто и не заикался, что имеющиеся мощности не справляются с переработкой.
Фото partyflock.nl
Попутно выяснилось, что в Украине легально действует тысяча "авторазборок". Фирмы платят определенные налоги. Работают там несколько десятков тысяч человек. Если строиться новая утилизационная сеть, они останутся без работы.
Кроме того, до 1 сентября никто не сможет похвастаться сертифицированным центром. Да что там центром - за несколько дней до введения "утилизации" еще отсутствует "утилизационный сертификат", который является документом строгой отчетности.
Надо впадать в панику? Пожалуй, не стоит. Хотя бы потому, что уже более полугода действует "утилизационный сбор" на автомобили российского производства. Правительственное постановление вступило, но никем не выполняется. Так будет и сейчас. С той разницей, что новые авто не завозить к "выяснения обстоятельств".